Две девочки по рощице гуляли,
Они цветочки собирали.
Марина собрала большой букет,
А Леночка, пожалуй, ещё нет.
Её букет был поскромней, а ей хотелось
Собрать такой же. Но у них имелось
В распоряжении не больше получаса.
Вокруг цветов различных была масса.
– Но это всё не то, – решила Лена.
Найти она хотела непременно
Цветок такой, какого у Марины нет.
Марине было уже восемь лет,
А Леночка была поменьше на полгода.
На улице была хорошая погода
И нужно было бы уже домой идти,
Но повстречалась детям тётя на пути.
Похожа на цыганку, но не очень,
У этой тёти была юбка покороче.
Приветливо сказала тётя:
– Девочки!
Какие вы красивые?! Конфеточки
У меня есть для вас. Хотите?
Кивнули те смущённо.
– Так идите
За мной. Живу я рядом. Тут.
Идти совсем немного. Пять минут.
Дойдём. И от дороги совсем близко.
Платок надвинула зачем-то очень низко.
Девчонки шли за нею следом.
Обеих ждали их родители к обеду,
Их отпустили погулять всего чуть-чуть.
Девчонки продолжали путь
За этой тётей. Тётя торопилась.
Её избушка находилась
От рощицы довольно далеко.
И отыскать назад дорогу нелегко.
– Ну, вот. Пришли, – сказала детям тётя.
Вы чай с конфетами ведь пьёте?
А может быть с вареньем захотите?
Смелее в дверь вот эту заходите.
На двери был большой такой замок
Ключом открыла. Девочки ступили на порог.
И оказались в душном помещении,
В котором никакого освещения.
Зашла цыганка к детям только к вечеру,
Но кушать не дала. Сказала:
– Нечего.
Здесь не столовая и не курорт.
Возможно хочется конфет вам или торт.
Есть корка хлеба плесенью покрытая,
И в миске есть вода, собакой не допитая.
Девчонки мучались уже вторые сутки,
Им в темноте и холодно, и жутко.
Девчонки плакали, друг к дружке тесно жались,
Так больше суток продолжалось.
Но вот послышался сыскной собаки лай
И чей-то строгий голос:
– Открывай!
При ярком свете солнечного дня
Девчонок отыскала их родня,
Конечно, не без помощи милиции.
К чему же мой рассказ? С чужими лицами
В контакт не следует вступать, как Лена и Марина.
А тётя та, что в похищении детей была повинна,
Теперь сидит в тюрьме. А там не сладко.
Там не предложат торт иль шоколадку,
Сидит теперь на хлебе и воде сама.
На много лет ей обеспечена тюрьма.
Для детей и молодёжи
Сочиняет мудрый Ёжик.
Педагог – Ёж и поэт.
Много книжек вышло в свет.
Вместе с сыном или дочкой
Сядьте в тихом уголочке.
Книжечку прочтите,
Деткам разъясните
Всё, что им пока не ясно.
Книжка – повод лишь прекрасный
Детям в поучение,
А не для развлечения.
Детям не всегда ведь ясно,
Что – полезно, что – опасно.
Педагог Ёж и поэт
Верный даст всегда совет.
Педагогу на уроке
Пусть помогут эти строки.
Очень много педагог
Здесь найдёт и между строк.
Случилось, что вы оказались в больнице,
Вам нужно серьёзно и долго лечиться.
Доктор – отличный. Сестра – хороша!
К ним расположена ваша душа.
За то, что приятно погладят по спинке,
За то, что вам вовремя сменят простынку,
За то, что таблетку с улыбкой дают,
За то, что в палате тепло и уют –
Одеколона мужского флакончик
Или духи иль красивый янтарный кулончик,
Коньяк, шоколадки, коробки конфет.
Чего только в списке подарочков нет?!
Вы им суёте подарков десятки.
Разве подарочек – это не взятка?
Училась в шестом классе девочка Лиза,
Была эта девочка Лиза – подлиза.
Она не старалась учиться,
Но думала:
– Как отличиться?
Частенько носила та Лизочка в школу
Жевачки, конфетки или кока – колу.
Чтоб ставили выше отметки,
Готова отдать все конфетки
И в глазки заглядывать нежно.
Пятёрка за лесть неизбежна.
В классе подлизу совсем не любили,
Частенько подлизочку – Лизочку били.
Была раньше девочкой Лизой,
Теперь стала взрослой подлизой.
Мужчины сторонятся Лизы –
Красивой и стройной подлизы.
И их красота не прельщает,
Хоть Лизочка их угощает
Вином, коньяком и икоркой.
Писать мне о Лизочке горько.
Я думаю, вывод понятен:
Такой человек не приятен.
Взрослый пацан обижает малышку:
Дал подзатыльник, порвал её книжку,
Выхватил шарик воздушный
Этот пацан непослушный.
Он – хулиган. Без очков это видно.
Мне стало за девочку эту обидно:
Можно ли так издеваться?!
Возьму-ка за шиворот мальца,
Покрепче встряхну негодяя –
Дворового разгильдяя!
Задумал и сделал. И что же?
Соседи сбежались:
– О, Боже?!
Один закричал:
– Я всё видел.
Тот взрослый мальчишку обидел!
И мне от соседей досталось
Немного, хотя и не малость.
Ушёл я домой с синяками.
Связался дурак с дураками.
Давайте обсудим тот случай:
Не вмешиваться, может быть лучше?
Андрюше исполнилось ровно семь лет,
Куплен в подарок велосипед.
– Дай покататься! – просили друзья.
– Не трогайте! Мой! Отойдите! Нельзя!
Стыдно такое друзьям было слушать,
Не стало друзей у такого Андрюши.
Остался один во дворе мальчуган.
Папа за жадность Андрюшу ругал
И мама сыночком таким не довольна.
И мне этот случай описывать больно.
Жадные дети встречаются всё ж.
Но в нашем классе таких не найдешь!
Мальчишки похулиганить решили.
И что же такое они совершили?
Испортили стену в подъезде своём,
Делали это тихонько вдвоём:
На стенах писали слова неприличные.
За этим занятьем попались с поличным,
Милиция наблюденье вела.
В школе узнали про эти дела.
Если б вы эту мазню только видели?!
Штраф за детей заплатили родители.
Вы поняли то, что хотел я сказать?
Слов неприличных не стоит писать
Ни на стене, ни в тетрадке, ни в сквере.
Я убеждён, в это твёрдо я верю:
Мальчишек таких не найдётся средь вас
На этом позвольте закончить рассказ.
Купили Маришке хорошую книжку,
Два дня эту книжку «читала» Маришка.
Испорчен у книжки ножом корешок.
Бабушка в ужасе. С бабушкой шок.
Обложка заляпана. Смяты страницы,
Обведены синим фломастером лица.
Книжка в негодность пришла насовсем.
Вряд ли такое понравится всем.
Как каждый из вас наказал бы Маришку?
Как можно вылечить бедную книжку?
Нету ль Маришек таких среди вас?
На этом позвольте закончить рассказ.
Вам встретилась тётенька малого роста.
Не часто такое встречается просто.
Вы удивились и:
– Мама! Гляди.
Вон тётенька маленькая впереди
Идёт. Ростом я её выше!
Тётенька это, конечно же слышит.
Ей горько. Расстроена тётя до слёз:
Ведь мальчик тот точно её перерос.
Хоть правда, но слышать не всё нам приятно.
Я думаю, это всем стало понятно.
Очередь выстроилась на маршрутку,
Всем нужно ехать сию же минуту.
Растерянно смотрит на всех старичок
С котомкою старенькой через плечо,
Просит всех:
– Можно мне раньше уехать?
Просьба его была встречена смехом.
Двое лобастых и сытых ребят
Просьбу уважить никак не хотят.
Они в парк собрались,
Их ждут там девчонки.
Уехали все. Старичок же в сторонке
Остался стоять под дождём проливным
С чувством досады и с чувством вины,
Что опоздал до вокзала добраться.
Давайте попробуем разобраться,
Как следовало бы парням поступить?
Кто место в маршрутке готов уступить
Бабушке старенькой? Женщине с дочкой?
Давайте обсудим. Расставим все точки:
Как следует всем нам всегда поступать?
Кому и когда мы должны уступать?
Вам встретился мальчик. Он с чёрною кожей.
На негра тот мальчик был очень похожим:
Головка кудрявая. Глазки черны.
Не характерно для нашей страны.
– Мама! Смотри! Какой чёрненький мальчик?!
И в сторону мальчика вытянут пальчик.
Хоть мы на лице не заметили слёз,
Мальчик обижен был этим всерьёз.
Дрогнули мальчика пухлые губы,
Возглас тот был отвратительным, грубым.
Не вслух, про себя скажем:
– Мальчик! Прости.
Не будем себя мы так больше вести.
Вы съели конфету. Обёртку – бумажку
Бросили в урну, но дали промашку.
Упала обёртка совсем не туда.
Поднять её вам никакого труда
Не составляет. Не лень вам нагнуться.
Прохожие могут на вас оглянуться
И это смущает:
– А-а-а, ладно. Сойдёт.
Я тороплюсь. Скоро дождик пойдёт.
Себя оправдали. Пошли на уступку,
На поводу. У плохого поступка
Всегда объясненье найдётся, увы.
Как в случае этом поступите вы?
Мужчина на вид, скажем так, неопрятный
Входит в трамвай. И, конечно понятно,
На задней площадке устроился он.
Но тут контролёр следом входит в вагон
И тут же давай приставать:
– Предъявите!
А если билета нет, штраф заплатите!
Мужчина потупил взгляд. Стыдно ему.
Пустые карманы. Видать ко всему.
Он просит:
– Да я лишь всего остановку…
Другим пассажирам трамвая неловко.
Выгнали всё ж безбилетника вон,
Отправился дальше катиться вагон
До остановки теперь уж конечной.
Стоит ли так поступать бессердечно?
Возможно с мужчиной случилась беда?
Одна остановка. Совсем ерунда.
Стоит ли быть слишком категоричным?
А если б мужчина одет был прилично,
Но тоже без денег? И этого гнать?
Хочу я сейчас ваше мнение знать.
Люди живут в коммунальной квартире:
Кухня – одна, а хозяев – четыре.
Газовых плит на их кухне всего лишь три.
Если не веришь, сходи посмотри.
За право готовить сошлись в рукопашной
Жить в этой квартире всем жутко и страшно.
Нет даже ванной?! Не жизнь, а кошмар!
Ругань и драки, и пьяный угар.
Сосед один лазил у всех по кастрюлям,
Лазил когда все соседи уснули.
Застали за этим занятьем
И дали ему по понятиям.
Был тот воришка тогда покалечен.
Кто инвалидность ему обеспечил,
Милиции не разобраться.
Никто не хотел убираться.
При встрече не скажут и «здрасте»,
Кипели раздоры и страсти,
Текли на их кухне все краны,
Орудовали тараканы.
Не лазил теперь по кастрюлям тот вор,
Но жить так, как эти соседи – позор.
Люди живут в коммунальной квартире:
Кухня – одна, а хозяев – четыре.
Газовых плит на их кухне лишь три.
Если не веришь, сходи посмотри.
Но люди не ссорятся. Это ль не странно?!
В этой квартире нет даже ванной?!
В кухоньке общей тепло и уют.
Добрые люди в квартире живут.
На кухне сойдутся, ведут разговоры,
Решили сложиться на новые шторы.
Сложились, купили, повесили,
Живут они дружно и весело.
Друг дружку всегда те жильцы выручают,
Праздники вместе нередко встречают.
Быт у них скромный, но создан уют
Умные люди в квартире живут.
Помощь окажут и даже услугу,
Деньги всегда одолжают друг другу.
Если беда, все на помощь придут.
Славные люди в квартире живут.
Старенькой маме сыночек не пишет.
А в доме её прохудилась и крыша,
И бочка рассохлась. Закончилась соль.
Спать не даёт в позвоночнике боль.
В сыночка здоровье вложила всё мама.
От сына ждёт мама хотя б телеграммы.
Хотя бы один телефонный звонок.
Услышать бы голос… Спросить бы:
– Сынок!
Как ты там в городе?
Всё ли в порядке?
Я прополола в субботу две грядки…
Ты бы приехал, чуть-чуть подсобил?
Полочку ту, что сорвалась, прибил?
Тебя без отца, как могла, я растила,
Возможно, что кое-что я упустила.
Но ты ведь закончил уже институт,
В город уехал. А я одна тут.
Можно ли так поступать детям с мамой?
Быть ведь должны они главными самыми.
Мамы платочки в руках теребят…
Жду я ответов от наших ребят.
Вы в магазине. Купили продукты.
За всё заплатили. За овощи, фрукты,
За хлеб, колбасу и за молоко.
От магазина ушли далеко,
В уме продолжая считать:
-Незадача?!
Кассир обсчиталась. Она дала сдачи
Вам больше, чем нужно, на десять рублей.
Десятка. А всё–же чуть-чуть веселей.
Десять рублей. Да. Веселья немножко.
Можно вернуть той кассирше оплошку.
Вернуться? Да, вроде, идти далеко,
С сумкой тащиться туда нелегко.
Завтра отдать? Да кассирша ведь сменится.
На завтра откладывают те, кто ленятся.
Вот было бы это от дома вблизи…
Десятку нести. И куда? В магазин?
С ума не сойду. Ведь кассирша – не дурочка.
Она соберёт, как по зёрнышку курочка:
Там рубль, там – пятёрку. Обсчёт, недовес.
Какой мне десятку нести интерес.
Но совесть – то мучает, это ведь точно.
Вернуть бы десятку проклятую срочно?!
На взгляд колбасы явно не килограмм…
Нет! Эту десятку я ей не отдам.
Вот было бы тридцать рублей, тогда ладно,
Вернула бы ей. Ошибаться накладно.
Кассирша-то вроде совсем молода…
И тридцать покроет она без труда:
Усушка, утруска, ещё пересортица.
А совесть-то мучает, не успокоится,
Противно с десяткой чужою идти.
Встречается нищий на вашем пути.
Десятка по-старому – десять копеек.
Дадите вы бедному нищему денег?
Смотрит печально на вас инвалид.
А вы отвернулись. Вы сделали вид,
Что заняты очень. Вы не налегке.
Сумка тяжёлая в вашей руке.
В кармане всё ж шарите в поиске денег
И дарите нищему…десять копеек.
Нищий монету взял. Он не в обиде.
Подбросил её. Это точно я видел.
Вращаясь, монета, как птица взвилась
И, чуть отклонившись, шлёпнулась в грязь.
Нищий монету поднять не стремиться,
Этой монетой нельзя расплатиться.
Хоть даром досталась, ему не нужна.
На эту монету упала цена
До нулевой, скажем прямо, отметки.
Всё, что описал, происходит нередко.
И мыслей своих не скрывайте.
Сейчас, здесь на этом вот месте
Давайте обсудим подробно всё вместе.
Ёжик в тренажёрном зале,
Ежа очень уважают.
В тренажёрном зале
Ежу показали
Новый велотренажёр.
Волк с Ежом затеял спор,
Ёж тренажёр свой уступил.
– Правильно Ёж поступил?
Пусть сейчас ответят дети.
Ну, кто правильно ответит?
У Волка очень вздорный нрав.
А Ёж и здесь, конечно, прав.
Волк добился своего,
Но медаль не у него.
Ветру даже не угнаться
За ежом, как ни стараться
Волку сны лишь снятся,
Чтоб так, как ёжик, мчаться.
Ёж – спортсмен, один из многих,
Кого в спорте кормят ноги.
Чтоб быть в спорте первым
Нужны стальные нервы.