Пришёл в библиотеку я однажды,
Я к чтению книг испытываю жажду.
Передо мной парней стояло трое
И девушки две милые, не скрою.
Я выбрал книжку, жду, чтоб записали.
Да это всё вы знаете и сами.
— Любите книгу — знаний то источник, —
Сказал писатель Горький. Помню точно.
Стою себе в мечтаниях прекрасных.
Вдруг чувствую: воняет так ужасно?!
Смесь запахов от табака с котлетами.
Воняет так от человека, с сигаретами
Который не расстался лет, примерно, восемь.
Какой кошмар?! Кого здесь только носит?!
Как мог попасть курильщик этакий сюда,
Ведь здесь читательская юная среда?!
Библиотека та была пединститута,
Тогда ещё там не было так круто.
Сменили вывеску на университетскую,
Сняв вывеску невзрачную советскую.
Хотя пройти сюда действительно легко,
Как мог сюда попасть мужик, насквозь пропахший табаком?
Воняет так, стоять невыносимо?!
Где только мужика того носило?!
Я был, понятно, вне себя от возмущения.
Ведь это храм науки, просвещения?!
Как можно здесь так мерзостно вонять,
Я, право слово, не могу никак понять.
Видать, в курилке просидел мужик полгода кряду.
Я оглянулся, посмотреть решил, а рядом
За мной стояла девушка, такая маленькая,
Худющая, прыщавая, плюгавенькая.
Носик был кнопочкой. Все сопельки видны,
Но бровки, глазки все подведены.
Ткни пальцем, сразу упадёт.
И от неё весь запах тот идёт?!
Так своего здоровья расточительница
Придёт через два года в класс учительницей?!
И будет в классе запах как в курилке?
Нет в школе места для такой «училки»!
Пороть такую в детстве нужно б розгами.
Учительницы пахнуть должны розами
Иль хризантемами, Шанелью №5,
А не котлетой с сигаретами вонять
Среди детей, что пахнут манной кашей.
Пример берите с Марь Иванны нашей,
Идёт, благоухает как розан.
Я ей все похвалы свои воздам.
А все курящие пускай идут на стройку
И курят там средь мужиков «Приму» и «Тройку»,
Окурков оставляя след вонючий.
Я думаю, для них там будет лучше.
Комментарий к тексту «Cлучай в библиотеке»
Базовый текст «Случай в библиотеке» рисует неприглядный образ курящей девушки – студентки, будущей учительницы. Автор не сгущает краски. Этот случай реально имел место. Образ курящей девушки должен по замыслу автора вызвать негативную реакцию у детей, закрепить у них понимание того, что курение табака серьёзно подрывает здоровье, а также вызывает отвратительное впечатление у окружающих. Автор не собирается вступать в дискуссию о том, имеет ли право педагог иметь эту пагубную привычку, не является ли это покушением на его личные права и достоинство. Авторская позиция категорична: школа – территория, свободная от никотина.