Из школы возвращались ученицы.
И надо же такому вот случиться,
Что путь им преградил какой-то дядя.
Нетрезвыми глазами на них глядя:
— Остановитесь! — девочкам сказал
И старшей Лене ножик показал.
Девчонки испугались не на шутку,
Им на минуту стало даже жутко.
— Со мной пошли! Не вздумайте кричать.
И девочки решили, что молчать
Пока придётся. Рядом взрослых нет.
Девчонкам было семь и десять лет.
Несли портфели. В них тетрадки, книжки.
За ними метрах в тридцати мальчишки
Из той же школы, человек пять-шесть.
Лет по четырнадцать. Смекалка уже есть.
Мужчина рядом с девочками шёл
И виден был мальчишкам хорошо.
Пошла на хитрость та, что старше, Лена.
Споткнулась понарошку:
— Ой, колено!
Так громко вскрикнула. Портфель упал из рук.
Злодеем овладел испуг,
Он бросился бежать. Привлёк внимание.
И у мальчишек наступило понимание,
Что девочкам опасность угрожает.
Преступника мальчишки окружают,
Но близко не подходят: видят нож.
На финский очень был тот нож похож.
Тут полицейских двое появились,
Вдвоём те на бандита навалились.
Преступник ими был обезоружен:
В кармане финский ножик обнаружен.
Бандит теперь получит крупный срок.
Какой из этого извлечь можно урок?
Конечно, растеряться каждый может,
Особенно когда увидит ножик
В руке бандита. В этом нет стыда.
Но, чтобы не произошла беда,
Необходимо справиться с волнением.
Быть может у кого иное мнение?
Задерживать бандитов — дело взрослых.
Найдётся полицейских пара рослых
Задачу эту трудную решать.
Детей задача: взрослым не мешать.
Комментарий к тексту «Смекалка»
Базовый текст «Смекалка» позволяет педагогу начальной школы сориентировать детей на то, чтобы они, хотя бы в общих чертах, умели действовать в критических ситуациях, подобных описанной в тексте. Особо следует подчеркнуть, что борьба с преступниками – это дело силовых структур. Но дети могут помочь, если запомнят приметы преступника, проявят смекалку.